Джамьянг Кхьенце Вангпо — из блога «Ринчен Тердзо»

Уокер Блейн

Из блога, посвященного передаче цикла «Ринчен Тердзо» Его Святейшеством Намкха Дриме Ринпоче в 2008 году

Запись за 6 февраля

Джамьянг Кхьенце ВангпоЗдесь, в Ориссе, время начинает бежать быстро. Каждый день кто-нибудь предполагает или подсчитывает, сколько займут оставшиеся посвящения. По некоторым оценкам, мы завершим к Дню Шамбалы, или Лосару, как его здесь называют — Новому Году, 25 февраля. Другие утверждают, что времени уйдет чуть больше. Однако когда подсчеты заканчиваются, настоящего ответа никто не знает — да никого он особо и не волнует. Помимо практических соображений вроде планов по путешествиям и избыточной жары, на самом деле неважно, сколько времени уйдет на «Ринчен Тердзо». Важно, что Намкха Дриме Ринпоче передает учения, люди находятся здесь, а дхарму слышат и практикуют.

Джамгон Конгтрул Лодро Тайе создал «Ринчен Тердзо» не в одиночестве. Его главным источником вдохновения и направителем был его гуру, Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820-1892). В интервью на прошлой неделе Джигме Ринпоче подчеркнул, насколько важную роль играл Джамьянг Кхьенце. Он сказал:

«Источником аутентичности и одобрения терма для Джамгона Конгтрула был Джамьянг Кхьенце, Пема Осел До Нгаг Лингпа [– таково имя Джамьянга Кхьенце как тертона]. Он также был учителем Джамгона Конгтрула. Единственным для Джамгона Конгтрула человеком, который мог наверняка подтвердить подлинность, был Кхьенце. Джамгон Конгтрул больше работал над «Ринчен Тердзо», однако подлинным источником цикла был Кхьенце. Причиной тому то, что многие из терма, вошедших в «Тердзо», почти исчезли, а некоторые исчезли вовсе. Каким-то образом До Нгак Лингпа, Кхьенце, вернул их посредством своих видений более ранних тертонов».

Джамьянг Кхьенце Вангпо родился в Дерге, в восточном Тибете. Он был еще одним необычайным перерождением, которое в детстве имело сильную мотивацию помогать другим и сильное желание стать монахом. Уже в юности он вспоминал свои прошлые жизни, и казалось, что рядом с ним иногда присутствуют защитники — Махакала и Экаджати; иногда они даже были видимы. Он был подобен многим другим тертонам, раннее описанным в этом дневнике, великим ученым, ненасытным в учебе.

С ранних лет Джамьянг Кхьенце Вангпо переживал множество видений учителей и божеств. У него были ясные воспоминания о прошлых жизнях, и открытые им на основе этих воспоминаний и чистых видений терма весьма обширны. По ходу передачи «Ринчен Тердзо» мы как минимум раз в два дня получали посвящения, основанные на открытых им сокровищах. Одна из причин этого в том, что когда ему было было сорок лет, после повторных просьб со стороны Джамгона Конгтрула о помощи в восстановлении древних терма, Джамьянг Кхьенце Ванго в чистом видении получил благословение Падмсамбхавы. В результате Джамьянг Кхьенце Вангпо был способен видеть всех тертонов и учения-терма прошлого, современной ему эпохи и будущего Тибета.

После этого Джамьянг Кхьенце Вангпо учился у 150 различных учителей всех линий. Он учился и получал передачи более 700 томов учений. Подобное проявление полностью невообразимо с обыденной точки зрения западных амбиций; оно абсолютно не укладывается в голове. Единственный способ понять, что осуществляли такие люди, как Джамьянг Кхьенце Вангпо – это рассматривать их действия в контексте помощи другим посредством получения, сохранения и распространения учений. Кхьенце Вангпо утверждал, что после получения особенно глубоких учений в возрасте девятнадцати лет он более не продвигался в постижении природы ума. С одной стороны, это звучит чрезвычайно смиренно; с другой  стороны показывает, что в начале своей великолепной и блистательной жизни он уже обрел полную реализацию. Так ему и удалось столь многое осуществить.

Помимо сохранения дхармы посредством передачи учений, объяснений и практики, он построил множество библиотек, а также воздвиг и восстановил множество монастырей. Кхьенце Вангпо заказал множество статуй, а также множество печатных и рукописных изданий писаний (что очень важно в месте со столь скромными средствами). Хотя чудеса — это не главное, поэтично и вдохновляюще то, что рис, который он кидал в качестве подношения главной статуе Будде во всем Тибете – Джово в Лхасе – спонтанно обратился в белые цветы. Бросаемый в качестве подношения рис представляет цветы.

В возрасте 72 лет Джамьянг Кхьенце Вангпо скончался. В момент его смерти произошли слабые землетрясения, а лик его, как утверждалось, был лучезарен подобно лику луны. Его тело стало легким, как хлопок, что должно восприниматься как признак достижения радужного тела – исчерпания грубых и тонких загрязнений и фиксаций у великого практикующего медитации.

Перевод с английского – гецул Лобсанг Тенпа, 2013.
Оригинал: Jamyang Khyentse Wangpo | The Great River of Blessings