Гуру-йога Кшитигарбхи

ПРИМЕЧАНИЕ: Выполнение этой практики не требует наличия особых посвящений и передач. Её может выполнять любой, кто обладает верой и интересом по отношению к учениям поэтапного пути.

Мотивация

Цель моей жизни – освободить всех живых существ от омрачений и их причин и привести их не только к счастью личного освобождения (свободы от страданий), но и к несравненному просветлению.

На мне лежит ответственность за то, чтобы принести счастье всем существам и освободить их от всех страданий. Почему? Потому что если мне сейчас удастся зародить сострадание, это позволит мне принести благо другим – я, по крайней мере, не буду им вредить. Поэтому я отвечаю за счастье всех живых существ, ведь помогаю я им или причиняю вред – зависит от того, есть ли в моем уме сострадание.

Поскольку высшая цель моей жизни – трудиться исключительно ради других, мне нужно обрести просветление. Для этого мне нужно осуществить путь к просветлению. Поэтому я буду осуществлять прямую медитацию на Поэтапном пути к просветлению.

Визуализация Гуру Кшитигарбхи

Каждый аспект этой визуализации состоит из света – прозрачного, неощутимого и яркого.

На уровне моего лба, на расстоянии примерно двух метров, проявляется воплощение всеведущего ума всех будд – высший гуру в форме Гуру Кшитигарбхи, очистившего все загрязнения и реализовавшего все аспекты пути. Он восседает, проявившись в мирном обличии бодхисаттвы золотистого цвета; на нем желтая шаль. У него налитые кровью глаза; на голове – гирлянда синих цветов. В правой руке он держит плод, а в левой – стебель лотоса, на цветке которого находятся самоцветы.

Его три центра украшены слогами ОМ А ХУМ. Над слогом ХУМ на диске солнца – слог КШИМ, из которого исходит золотистый свет мудрости.

Прибежище и бодхичитта

К Буддам, Дхарме и Сангхе за прибежищем
Обращаюсь я вплоть до пробужденья.
Силой заслуги от щедрости
И других далеко ведущих практик
Пусть я достигну состояния будды
Дабы приносить благо всем существам.

Четыре безмерных

Как замечательно было бы, если бы все живущие пребывали в равностности, свободно от ненависти и привязанности, ни к кому не привязываясь и ни от кого не отстраняясь. Пусть все они пребудут в этой равностности. Я сам(а) приведу их к этой равностности. Молю, Гуру Кшитигарбха, вдохнови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Как замечательно было бы, если бы все живущие обрели счастье и причины счастья. Пусть все они обретут счастье и его причины. Я сам(а) дарую им это счастье и его причины. Молю, Гуру Кшитигарбха, вдохнови, чтобы мне удалось осуществить заду-манное.

Как замечательно было бы, если бы все живые существа были свободны от страданий и от причин страданий. Пусть они будут свободны от страданий и их причин. Я сам(а) освобожу их от страданий и их причин. Молю, Гуру Кшитигарбха, вдохнови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Как замечательно было бы, если бы все живые существа вовек не расставались со счастьем высокого рождения и освобождения. Пусть они никогда не расстаются с этим счастьем. Я сам(а) добьюсь того, чтобы они никогда с ним не расставались. Молю, Гуру Кшитигарбха, вдохнови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Семичленная молитва

Почтительно простираюсь своими телом, речью и умом
И подношу облака всех видов даров, реальных и мысленно преображенных.
Исповедуюсь во всех своих разрушительных действия, накопленных с безначальных времен.
И сорадуюсь добродетелям всех святых и обычных существ.
Прошу, пребудьте до завершения циклического существования,
И вращайте колесо Дхармы ради живых существ.
Посвящаю все добродетели, собственные и других, великому пробуждению.

Подношение мандалы

Землю с духами, цветами,
Гору Меру, четыре земли, солнце и луну
Представляю землей будд и подношу
Пусть все существа наслаждаются чистой землей.

Объекты привязанности, отторжения и неведения – друзей, врагов и незнакомцев, свое тело, богатство и удовольствия – я подношу без какого-либо чувства утраты. Прошу, с удовольствием их примите и вдохновите меня и других на свободу от трех отравляющих помыслов.

ИДАМ ГУРУ РАТНА МАНДАЛА КАМ НИРЬЯ ТАЯМИ

Молитвы испрошения

Славный и драгоценный коренной гуру, пребудь на лотосе и лунном диске у меня на макушке. Направляй меня своей великой добротой и даруй реализации твоих святых тела, речи и ума.

Твое святое тело создано миллионами добродетелей и благ; твоя святая речь осуществляет желания всех живых существ; твой святой ум в точности воспринимает сущее — у святых стоп Владыки Шакьев молюсь!

Гуру Ваджрадхара, вмещающий все три объекта прибежища, принимающий форму благого друга – любым способом, необходимым для усмирения – и дарующий обычные и высшие реализации — вас, добрейшие гуру, молю!

Краткая молитва поэтапного пути – Основа всех благих качеств

После каждой строфы представляйте, что от Кшитигарбхи исходит большое количество света пяти цветов – белого, желтого, красного, синего и зеленого – стекающего в вас и полностью заполняющего все ваше тело. Он очищает все препятствия и омрачения, что не дают вам понять смысл этой конкретной строфы, и дарует вам способность реализовать содержащийся в строфе смысл. При желании также остановитесь после одной из строф, чтобы выполнить развернутую медитацию на конкретной теме, относящейся к поэтапному пути.

Добрый и досточтимый духовный наставник – основа всех благих качеств. Понимая, что опора на него или неё есть корень пути, прошу вдохновения на то, чтобы полагаться на него или неё с огромным почтением и непрестанными усилиями.

Человеческая жизнь со свободой обретается лишь однажды. Понимая, что она наделена великой ценностью, а обрести её сложно, прошу вдохновения на то, чтобы неустанно порождать настрой, днем и ночью извлекающий эту сущность.

Неустойчивость наших тела и жизни подобна водному пузырю; помни о смерти, ведь мы столь быстро исчезаем. После смерти следствия черной и белой кармы следуют за нами так же, как тень следует за телом. Обретя в этом убежденность, прошу вдохновения на то, чтобы всегда с аккуратностью отбрасывать даже малейшие разрушительные действия и осуществлять накопление заслуги.

Наслаждение мирскими удовольствиями не приносит удовлетворения; они суть врата ко всем страданиям. Осознав, что недостаток совершенств сансары – в том, что им нельзя доверять, прошу вдохновения на то, чтобы мощно стремиться к блаженству освобождения.

Этот чистый помысел (о достижении освобождения) порождает огромные совестливость, памятование и осознавание. Прошу вдохновения на то, чтобы сущностной практикой сделать соблюдение обетов личного освобождения – корня учения.

Узрев, что все существа, мои добрейшие матери, подобно мне пали в океан циклического бытия, прошу вдохновения на то, чтобы тренироваться в высшем альтруистическом намерении, принимая ответственность за освобождение всех существ-скитальцев.

Порождение одного лишь альтруистического намерения без взращивания трех нравственных практик не ведет к пробуждению. Осознавая это, прошу вдохновения на то, чтобы с мощными усилиями практиковать обеты победоносных и их духовных детей.

Усмирив отвлечения на ложные объекты и анализируя смысл реальности, прошу о вдохновении на то, чтобы быстро породить в потоке своего ума путь, объединяющий безмятежность и прозрение.

Когда, осуществив подготовку на обычном пути, я стану подходящим сосудом, прошу о вдохновении на то, чтобы с легкостью вступить в великие врата счастливцев – ваджраяну, высшую из всех колесниц.

Основа для обретения двух могучих достижений – это чистые обеты и обязательства, что мною приняты. Обретя подлинное понимание этого, прошу о вдохновении на то, чтобы соблюдать их даже ценой собственной жизни.

Постигнув значимость двух стадий, что являются сущностью тантрического пути, прошу о вдохновении на то, чтобы настойчиво, без лени, практиковать четыре сессии йоги и реализовать то, что преподали святые существа.

Пусть духовные учителя, что ведут меня по священному пути, и все духовные друзья, что практикуют его, живут долго. Прошу, вдохновите меня на то, чтобы быстро и полностью усмирить все внешние и внутренние препятствия.

Пусть во всех своих рождения я никогда не расстаюсь с совершенными духовными наставниками и наслаждаюсь превосходной Дхармой. Доводя до полноты все качества этапов и путей, пусть я быстро достигну состояния Ваджрадхары.

Повторение мантры

Представьте, что из сердца Гуру Кшитигарбхи струятся свет и лучи нектара белого цвета. Они проникают в ваши тело, речь и ум, очищая болезни, вред, причиненный духами, неблагую карму и омрачения. Всё это вымывается из вас подобно грязи, вымываемой из одежды при стирке. Вы также можете представлять, что все живые существа находятся на огромном лунном диске в вашем сердце и очищаются вместе с вами.

ОМ КШИТИГАРБХА ХУМ ХУМ ПХЭТ (50х, 100х или более раз)

Затем, продолжая начитывать мантру, представляйте, что из сердца Гуру Кшитигарбхи исходят желтый свет и нектар, проникающие в ваши тело, речь и ум. Вы обретаете все качества святых тела, речи и ума Будды. В частности, сосредоточьтесь на том, что ваш ум становится всеведущим умом Будды. Думайте, что обрели совершенные силу, сострадание и мудрость – способность исполнять желания всех живых существ и вести их к высшему счастью. Все живые существа на лунном диске в вашем сердце также обретают все качества Будды.

Почувствуйте, что страдания живых существ невыносимы. Почувствуйте, насколько невыносимо, что хотя бы одному живому существу приходится переживать столько проблем; что одна минута страданий в сансаре подобна страданиям множества эонов. Ощутите сильное желание и решимость освободить всех живых существ от страданий и их причин. Кроме того, как замечательно было бы полностью взять на себя карму, омрачения, страдания и проблемы какого-либо существа! Более того: почувствуйте счастье при мысли о том, чтобы взять на себя страдания и причины страданий всех живых существ во всех царствах и позволить им обрести несравненное счастье высшего освобождения, полного просветления.

Почувствуйте решимость прожить свою жизнь таким образом, с добрым сердцем: испытывая великое сострадание и любящую доброту ко всем живым существам; посвятив себя их освобождению от всех страданий и причин страданий, тому, чтобы привести их к состоянию просветления.

Завершающее растворение и благословение

Представьте, что Гуру Кшитигарбха чрезвычайно доволен вами, потому что вы зародили мысль о принесении блага всем существам – добросердечие – и наделяете свою жизнь смыслом. Затем представьте, что Гуру Кшитигарбха растворяется в золотистом свете, который затем вливается в ваше межбровье, благословляя ваши тело, речь и ум.

Молитвы посвящения заслуг

Силой этой заслуги пусть мы вскоре
Достигнем состояния Кшитигарбхи,
Дабы всех живых существ
Суметь освободить от их страданий.

Драгоценный бодхи-ум
Не возникший – пусть взойдет,
Что возник пусть не ослабнет
Но безмерно возрастет.

Силой заслуги, накопленной мной и другими в прошлом, настоящем и будущем, пусть каждый, кто просто видит, слышит, вспоминает, касается меня или говорит со мной, будет в то же мгновение освобожден от всех страданий и вечно пребудет в счастье.

Пусть во всех перерождениях я и все живые существа рождаемся в хорошей семье, обладаем ясной мудростью и огромным состраданием, будем свободны от гордыни и преданы своим духовным наставникам, и соблюдаем свои обеты и обязательства по отношению к своим духовным мастерам.

В какой бы форме ты ни проявлялся, Кшитигарбха, с какой бы свитой, с какими бы жизненным сроком и чистой землей, какое бы ни принял славное и святое имя – пусть я и другие придем лишь к ним.

Силой от этих восхвалений и молитв, обращенных к тебе, пусть все болезни, бедность, сражения и ссоры будут усмирены. Пусть Дхарма и всё благоприятствование возрастают во всех мирах и направлениях, где я и другие пребываем.

Молитва о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV

В чистой земле в кольце снежных гор
Ты источник всего блага с счастьем.
Всемогущий Ченрези Тензин Гьяцо
Пребывай до исчерпания сансары!

Колофон: Эта практика гуру-йоги бодхисаттвы Кшитигарбхи, включающая медитацию на поэтапном пути, была для удобства практикующих составлена на основе общих наставлений Кьябдже Сопы Ринпоче и Бхикшуни Тубтен Чодрон, текстов Джу Мипхама и молитв, используемых Аббатством Шравасти. Составлено и переведено дост. Лобсангом Тенпой, май 2017.