Другой вызов состоит в том, чтобы формировать мудрые представления, не цепляясь за них как за часть нашей эго-идентичности. «Я демократ», «Я поддерживаю позитивную дискриминацию». Мы слишком уж просто можем овеществить эти ярлыки как идентичности, которые мы считаем нужным отстаивать. Как можно иметь представления и при этом удостовериться, что наши умы терпимы по отношению к тем, кто придерживается воззрений противоположных? Иногда мне кажется, что некоторые западные буддисты ожидают, что у всех остальных западных буддистов будут такие же политические воззрения. Одна женщина в нашем центре по ходу обсуждения по теме сострадания и политики была вынуждена напомнить нам, что является буддисткой и республиканкой.
Нам также нужно помнить о том, чтобы не делать из противостоящей партии и ее кандидатов некие прочные образы, которые мы не одобряем, высмеиваем, которых боимся и которые даже ненавидим. Один человек однажды мне сказал: «Я испытываю сострадание почти ко всем, но не знаю как сострадать республиканцам». Если ради заботы о благополучии всех живых существ мы осуждаем тех, кто придерживается противоположных воззрений, то воспринимаем их состояние ума: мы помогаем своим друзьям (тем, кто согласен с нашими мнениями) и с враждебностью относимся ко своим врагам (тем, чьи представления отличны). Для того, чтобы отделить людей от их воззрений, нужно много заниматься медитацией, зная, что хотя чьи-то представления и могут казаться вредоносными, эти люди все равно наделены потенциалом будды. Для того, чтобы развить по отношению ко всем равностность, нужно снова и снова определять наше отношение.
Как использовать буддийские ценности, чтобы наши политические решения были осведомленными – или нам нужно сперва решить, во что мы верим, а затем выбрать цитату из слов Будды, дабы обосновать свое мнение? К примеру, один человек может сказать: «Будда верил, что люди должны принимать собственные решения и нести за них ответственность. Поэтому я как буддист поддерживаю право выбора». Другой человек скажет: «Будда утверждал, что убийство – это разрушительное деяние. Посему я как буддист выступаю против абортов». Подобные вещи происходят и в других горячих социальных и политических проблемах.
Еще один вызов состоит в том, чтобы выбирать сострадательные методы для достижения наших политических и общественных целей. Например, стоит ли нам в силу нашего желания свободы для Тибета бойкотировать китайские товары и выступать против того, чтобы у Китая был статус страны, пользующейся режимом наибольшего благоприятствования? Многие люди так и делают, однако Его Святейшество Далай-лама выступает против подобных действий, потому что это навредит обычным китайцам, которые не несут ответственность за тибетскую политику правительства. Если мы поддерживаем свободу Тибета, следует ли нам объединиться с Джессом Хелмсом, который также выступает против Китая – хотя некоторые другие его политические воззрения нам и кажутся отвратительными?
Теперь мы по уши в вопросах. Каждому из нас нужно провести время в тишине и размышлениях, приглядываясь к собственному уму и приходя к собственным выводам. В то время как подушка ведет нас к сострадательным действиям в миру, действия эти ведут нас обратно к подушке. Они взаимозависимы.