Сущность мудрости: как поддерживать лик ригпа

English | Français | 中文 | བོད་ཡིག

Мипхам Ринпоче

Достославному изначальному защитнику выражаю почтение! 

У поддержания сущности ригпа есть три стадии: распознавание, совершенствование мощи, и достижение устойчивости.

Поначалу совершенствуйте своё понимание до тех пор, пока благодаря наставлениям гуру не придёте к видению самого лика ригпа: обнаженно и без интеллектуальных домыслов. Когда вы достигли определённости, жизненно важно поддерживать сущность ригпа самостоятельно. Просто распознать его недостаточно; необходимо развивать его мощь. Более того: хотя вы и можете распознать ведение в начале, если в этом узнавании не успокоиться, скоро его нарушат мысли, из-за чего переживать обнаженное, незамутненное ригпа будет сложно. Поэтому на этом этапе жизненно важно успокоиться, не блокируя мысли и не поддаваясь им, и пребывать снова и снова, – а также все более продолжительными периодами – в переживании неизмышленного, чистого ведения. Когда вы достигнете приучения, повторяя этот процесс вновь и вновь, волны мыслей ослабнут, а лик ригпа, которое вы поддерживаете, станет яснее. В процессе медитации оставайтесь в этом переживании столько, сколько можете; в пост-медитации поддерживайте памятование, вспоминающее о лике ригпа. Если вы сможете приучить себя к описанному, мощь ригпа возрастёт. Мысли поначалу продолжат возникать, но (без необходимости обращаться к какому-либо иному противоядию, чтобы их остановить) будут в то же мгновение сами освобождаться просто потому, что вы оставляете их так как есть – словно змея, которая сама распускает свои узлы. Позже, при достижении большей приученности, возникающие мысли будут вызывать небольшую растревоженность, но станут немедленно растворяться сами собой, словно написанные на воде слова. При достижении ещё большего ознакомления с этим состоянием вы достигнете уровня, где возникающие мысли не оказывают вообще никакого влияния, а вы свободны от каких-либо надежд или страхов по поводу их возникновения или невозникновения. Это переживание, которое запредельно пользе и вреду, сравнивают с вором, который проникает в пустой дом. Продолжая приучать себя к нему, вы достигнете уровня совершенной силы, где мысли и алая, вместе с какой-либо склонностью порождать в уме движение, целиком растворяются в неизмененной дхармакае, а ригпа устойчиво пребывает на своём месте. На острове из золота можно искать обычные землю и камни, но там их никогда не найдёшь – и в точности так же все видимое и существующее без исключения проявляется как царство дхармакаи, в котором чистота является всеохватывающей. Это так называемое «достижение устойчивости» – уровень, на котором все надежды и тревоги относительно сансары и нирваны или рождения и смерти полностью устранены. 

Таким образом проявляющиеся днем объекты восприятия и мысли постепенно привносятся в сферу ригпа. В точности так же нет никакой необходимости полагаться на какие-либо иные наставления и ночью, потому что описанное можно применять к сновидениям и к распознаванию ясного света поверхностного и глубокого сна. Поняв это, вы должны упорствовать в практике, пока не достигнете устойчивости – с неуклонным прилежанием, подобным непрерывному течению реки.

Эти наставления дал Мипхам. Пусть пребудут добродетель и благость! 

| Перевод с тибетского на английский выполнен Адамом Пирси (с любезной помощью Алака Зенкара Ринпоче) в 2016 году. Перевод на русский — Лобсанг Тенпа, 2021.