Лонгчен Ньингтиг (обзор)

Тертон Джигме Лингпа

Тертон Джигме Лингпа

Лонгчен Ньингтиг («Сердечная сущность / сущностное бинду великого пространства / Лонгенпы») – цикл учений, открытый тертоном Джигме Лингпой, и одна из самых распространенных на сегодняшний день систем практики в традиции ньингма. Цикл Лонгчен Ньингтиг включает в себя все этапы пути от предварительных этапов обращения ума к Дхарме до высших методов Великой Завершенности (Дзогчен).

Происхождение цикла
Учения Лонгчен Ньингтиг были первоначально переданы Падмасамбхавой царю Трисонг Децену, дакини Йеше Цогьял и лоцзаве Вайрочане в монастыре Самье. Гуру Ринпоче предрек, что учения, время которых тогда еще не настало, в будущем будут вновь открыты перерождением одновременно Трисонг Децена и Вималамитры, тертоном Джигме Лингпой.

Учения цикла были открыты Джигме Лингпой в возрасте двадцати восьми лет. Находясь в интенсивном ретрите, в состоянии светоносной ясности тертон пережил видение, в котором летел на снежном льве в сторону великой ступы Боуданатх (тиб. Джарунг Кхашор). Там он получил от дакини пять желтых свитков и семь хрустальных бусин; проглотив их в видении, он полностью вспомнил учения Лонгчен Ньингтиг, некогда полученные от Гуру Падмасамбхавы.

Терма долго оставалось втайне – до тех, пора существенно позже Джигме Лингпа не пережил три видения Лонгченпы. Вслед за этими видениями тертон, отвечая на многочисленные просьбы дакинь, записал учения цикла, и в 1764 году впервые передал его пятнадцати последователям.

Классификация цикла в категориях Дзогчен
Учения ньингтиг – «сердечной сущности»– считаются сущностным изложением наставлений по третьей из трех категорий Дзогчен – категории «сущностных наставлений» (тиб. менгаг де; два других класса – семде, класс ума, и лонгде, класс пространства).

Поскольку Джигме Лингпа являлся перерождением одновременно Трисонг Децена и Вималамитры, он описывается как наследник двух ключевых линий учений ньингтиг, исходящих, соответственно, от Гуру Ринпоче (линия Кхандро Ньингтиг — «Сердечная сущность дакинь») и Вималамитры (линиия Вима Ньингтиг — «Сердечная сущность Вималамитры»). В свете этого и благодаря непосредственной связи между учениями цикла и Лонгченпой, Лонгчен Ньингтиг иногда называют сущностным изложением этих двух систем «сердечной сущности».

Общий контекст практики
Практика цикла по традиции начинается с предварительных практик (нгондро). За успешным завершением одного или нескольких циклов нгондро следует практика стадии зарождения, осуществляемая на основе ключевых садхан трех корней (Гуру, божества и дакини). Вслед за этим, в случае достижения необходимого уровня мастерства, могут последовать практики стадии завершения со знаками (в т.ч. туммо, ца-лунг и т.д.) и учения по практике Дзогчен.

Классификация садхан, образующих цикл
Поскольку основной упор в практике цикла делается на воззрение Дзогчен, выполнение садхан  в целом рассматривается с точки зрения ати-йоги.

Хотя все ключевые садханы можно подразделить на категории трех корней: Гуру, божества и дакини (с дополнительной подкатегорией практик защитников), практики Лонгчен Ньингтиг обычно подразделяются на категории мужских и женских видьядхар, в которых выделяются практики мирных и гневных образов.

1.1 Практики видьядхар в мирной мужской форме
Внешняя практика Гуру: гуру-йога [Падмасамбхавы] (тиб. ламэй нэлджор, bla ma’i rnal ‘byor)Внутренняя практика Гуру: «Собрание видьядхар» (тиб. Ригдзин Дюпа, rig ‘dzin ‘dus pa)
Тайная практика Гуру: «Самоосвобождающий от всех страданий» (тиб. Дукнгел Рангдрол, sdug bsngal rang grol)
Сокровенная тайная практика Гуру: «Опечатанная сущность / Запечатанное бинду» (тиб. Ладруб Тигле Гьячен, bla sgrub thig le’i rgya chen)

1.2 Практики видьядхар в гневной мужской форме:
Основная практика Кагье (Восьми Логосов): Палчен Дюпа (dpal chen ‘dus pa)

Родственные дополняющие практики:
Ямантака, пересилывающий владыку смерти (‘jam dpal gsin rje ‘chi bdag zil gnon)

Хаягрива, веселящийся в трех царствах (rta mgrin khams gsum rol pa)

Вишуддха, Единство Будд (yang dag sangs rgyas mnyam sbyor)

Ваджракилая, пересиливающий орды мары (phur pa bdud dpung zil gnon)

Пылающий Гневный Гуру, Хаягрива и Гаруда (тиб. Лама Драгпо Такгьюнг Барва, bla ma drag po rta khyung ‘bar ba)

2. 1 Практики видьядхар в мирной женской форме
Мать Пространства, Царица Великого Блаженства
(тиб. Юмкха Дечен Гьелмо, yum mkha’ bde chen rgyal mo)

2. 2 Практики видьядхар в гневной женской форме
Великая Львиноголовая
(тиб. Сенге Донгчен, seng nge’i gdong chen)

4. Дополняющие практики:
Практика мирных и гневных божеств (шитро): Очищение низших царств: мирные и гневные божества (тиб. Щитро нганг сонг джонг ва, zhi khro ngan song sbyong ba)

Практика Чод: Раскатистый смех дакинь (тиб. Кхандро гегьянг, mkha’ ‘gro gad rgyangs)

Гуру-йога Ваджрасаттвы: Очищение царства совершенной радости: (тиб. Дордже семпа ла тенпэй ламэй нелджор нгонг гей щинг джонг, rdo rje sems dpa’ la brten pa’i bla ma’i rnal ‘byor mngon dga’i zhing sbyong)

Дополнительные молитвы и устремления
К циклу Лонгчен Ньингтиг, помимо прочих, также относятся следующие молитвы устремления и посвящения:

Вступление в град всеведения — молитва устремления для осуществления слов истины

 

Источники и литература

1. Longchen Nyingthig | Rangjung Yeshe Wiki

2. Longchen Nyingthig | Rigpa Wiki

3. Tulku Thondup. Masters of Meditation and Miracles (Snow Lion Publications)

4. Dudjom Rinpoche. Nyingma School of Tibetan Buddhism