Пять обетов мирянина или мирянки (санскр. панча-шила) – это пять универсальных принципов нравственного поведения, которые могут быть добровольно приняты буддийским практикующим на основе прибежища в Трех Драгоценностях.
Эти принципы относятся к уровню пратимокши, или этики личного освобождения; они принимаются с устремлением к достижению освобождения от сансары, хотя их соблюдение также активно способствует обретению благого перерождения и (при наличии бодхичитты) создает причины для полного пробуждения ради блага всех живых существ.
Миряне и мирянки (санскрит род: упасака/упасика; тибетский: геньен/геньенма) принимают свои обеты в рамках церемонии с участием наставника или наставницы, имеющих монашеские обеты – обеты мирян являются производными от монашеских. В процессе церемонии практикующий может принять любое количество обетов (от одного до пяти – часто с обязательным принятием обета не убивать). Существует также версия обетов, в которой практикующий добровольно принимает полный целибат (но в остальном сохраняет образ жизни домохозяина, а не монаха/монахини).
Принимая от конкретного учителя прибежище и/или обеты мирянина, практикующий устанавливает с ним связь уровня основополагающей колесницы и должен воспринимать такого учителя как представителя исторического Будды.
Пять обетов мирянина/мирянки
– Не убивать.
Коренное нарушение, разрушающее обеты: убить человека.
Повреждение: убить любое живое существо.
– Не красть (не брать то, что не было даровано добровольно)
Коренное нарушение, разрушающее обеты: украсть предмет, представляющий ценность для другого существа.
Повреждение: украсть то, что не имеет ценности для другого существа, но принадлежит ему.
– Не лгать
Коренное нарушение, разрушающее обеты: лгать о своих духовных достижениях (приписывать себе отсутствующие реализации, например, постижение пустотности или достижение дхьян)
Повреждение: вводить других в заблуждение по любому вопросу – своими словами, жестами или молчанием.
– Не предаваться немудрому или недоброму сексуальному поведению
Коренное нарушение, разрушающее обеты: вступить в сексуальную связь с чужим партнером/партнершей или изменить собственному партнеру/партнерше.
Повреждения: в зависимости от объяснения наставника, который передает обеты. Традиционное объяснение: вступать в сексуальную связь в священные дни, в неподходящих местах, с неподходящими партнерами, используя ненадлежащие врата тела и т.д.
– Воздерживаться от употребления интоксикантов
Коренное нарушение: данный обет не имеет коренного нарушения.
Повреждение – в зависимости от объяснения наставника, который передает обеты. Традиционное объяснение – повреждением будет любое принятие алкоголя и наркотических веществ.
Составлено дост. Лобсангом Тенпой